Наши партнеры:

© 2004-2019 «Vi-ORTIS» Group Consulting.  Все права защищены.

Рынок препаратов для восстановления нормальной микрофлоры кишечника (пробиотики).

September 26, 2017

     Микрофлора кишечника играет важную роль в организме человека, участвуя в трофической, иммунной, витаминосинтезирующей функции организма, а так же в регуляции ионного обмена. В современном урбанизированном мире, микрофлора кишечника подвергается различным отрицательным воздействиям, такие как прием антибиотиков, цитостатиков, гормональных препаратов, дефицит пищевых волокон (рафинированные продукты питания), стрессы, заболевания ЖКТ и т.д. Поэтому, восстановление нормальной микрофлоры кишечника имеет важное значение для здоровья человека. А для оптимизации микроэкологического статуса применяют пробиотики - препараты, содержащие живые микроорганизмы или продукты жизнедеятельности микроорганизмов и иного происхождения, восстанавливающие равновесие кишечной микрофлоры. Цель статьи – рассмотреть рынок пробиотиков по итогам продаж за июль 2017 года, её емкость, структуру и динамику.

 

     По итогам продаж за июль 2017 года объем рынка пробиотиков составил 1,94 млн долларов США (средняя стоимость доллара США за июль 2017 по данным Национального банка Казахстана – 325 тг) и 362 тысячи упаковок. В сравнении с июлем 2016 года емкость рынка увеличилась на 14% в долларах США (средняя стоимость доллара США за июль 2016 года – 341 тг) на фоне сокращения продаж пробиотиков на 8% в упаковках. При этом рынок пробиотиков занимает долю от всего розничного рынка лекарственных средств и биологически активных добавок (БАД) 3,1% в долларах США и 1% в упаковках. При сравнении продаж пробиотиков за периоды МАТ июль 2017 года и МАТ июль 2016 года, емкость рынка пробиотиков увеличилась на 15% в долларах США и на 12% в упаковках. И данные за периоды YTD июль 2017 года и YTD июль 2016 года демонстрируют идентичный тренд - увеличение емкости рынка в долларах США на 24% и в упаковках на 10%, или прирост продаж пробиотиков в сравнении с 2016 годом.

 

     При рассмотрении структуры рынка пробиотиков по составу в стоимостном выражении за июль 2017 года, то можно выделить преобладание на рынке комбинированных и метаболических пробиотиков, с 50% и 21% долей рынка соответственно (рисунок 1).

Доля комбинированных препаратов выросла с 46% до 50% в сравнении продаж июля 2017 года с июлем 2016 года. Положительные данные о продажах комбинированных пробиотиков за июль 2017 года контрастируют с продажами за период МАТ июль 2017 года в сравнении МАТ июль 2016 года, показывающие отрицательную динамику продаж комбинированных пробиотиков. Так доля комбинированных пробиотиков на рынке убыла с 52% до 47%. Значительное сокращение доли комбинированных пробиотиков обусловлено, в основном, снижением цен на комбинированные пробиотики (на 5%) на фоне удорожания других пробиотиков. Так емкость метаболических пробиотиков увеличилась на 21% под влиянием повышения цен на 16%. Продажи пробиотиков за период YTD июль 2017 года в сравнении с периодом YTD июль 2016 года так же вывели комбинированные пробиотики с долей рынка 47% на лидирующее положение, против доли метаболических препаратов в 23%.

 

     Средняя цена на комбинированные пробиотики в июле 2017 года была равна 6,2 долларам США, в сравнении с ценой 2016 года комбинированные пробиотики подорожали на 4% (а учитывая снижение стоимости доллара США, то в тенге средняя цена на комбинированные препараты снизилась). Метаболические пробиотики, напротив, подорожали на 21% и вместо 3,9 долларов США стали стоить 4,7 (рисунок 2).

Все остальные пробиотики тоже выросли в цене с 11 до 28%. По данным за период YTD июль 2017 года в сравнении с периодом YTD июль 2016 года, прирост средней цены на пробиотик составил 12,7% в долларах США. Учитывая укрепление национальной валюты в период YTD июль 2017 года на 7,3%, то влияние динамики цен на рынок пробиотиков не столь значительное.

 

     Лидером среди компаний на рынке пробиотиков в июле 2017 года стала компания «Sandoz» с долей рынка в 23%, не смотря на убыль объёма продаж на 17% в долларах США в сравнении с июлем 2016 года (рисунок 3). Вторая позиция в рейтинге у компании «Teva» с долей рынка - 20%. Однако, за период YTD июль 2017 года компания «Teva» увеличила свою емкость на рынке 25% в сравнении с периодом YTD июль 2016 года за счет увеличения цены на 26%. В итоге, за период YTD июль 2017 года компания «Teva» сместила с первого места компанию «Sandoz», своего основного конкурента. Согласно данным за период МАТ июль 2017 года разрыв по доле рынка между компаниями «Sandoz» и «Teva» стал минимальный – 0,2%. Кроме того, при рассмотрении рынка пробиотиков в срезе деления пробиотиков на безрецептурные лекарственные средства и БАДы, то в июле 2017 года компания «Sandoz» без поддержки продаж БАДов заняла только вторую строчку в рейтинге (рисунок 4). По темпу прироста объема продаж за июль 2017 года можно выделить французского производителя «Biocodex», емкость продаж которого выросла более чем в два раза в стоимостном выражении, и финского производителя «Orion Corporation», увеличивший свой объем продаж более в 3 раза.

 

 

     Главным брендом на рынке пробиотиков за июль 2017 года стал бренд компании «Sandoz» - «Линекс®» с долей рынка 23% в долларах США и 18% в упаковках (рисунок 5). Вторую позицию занял бренд «Хилак®» с долей рынка в 20% в долларах США и в упаковках - 22%. Продажи бренда «Линекс®» сократились в июле 2017 года на 17% в стоимостном выражении, а так же периоды МАТ июль 2017 года и YTD июль 2017 года показали, что сокращение продаж бренда в долларах США (на 15% и 7% соответственно) – это отрицательный тренд. Бренд «Хилак®», наоборот, демонстрирует рост на 21% за МАТ июль 2017 года и 25% за YTD июль 2017 года. Таким образом, лидером среди пробиотиков по данным продаж за период YTD июль 2017 года стал бренд «Хилак®» с долей рынка 22% (у бренда «Линекс®» - 21%). Третью позицию в рейтинге занял бренд «Ферталь®», спрос на него в этом году вырос как в натуральном выражении (на 38%), так и в денежном – 40%. Бренд «Энтерожермина» спустился в рейтинге с третьей позиции на четвертую, под влиянием убыли продаж на 19% в долларах в США в сравнении с июлем 2016 года. В июле бренд «Энтерожермина» продавался хуже (на 19% в стоимостном выражении), чем в июле 2016 года, но данные за YTD июль и MAT июль указывают на рост продаж бренда – 39% и 37% соответственно. По значительному приросту продаж среди всех пробиотиков лидирует бренд «Энтерол®» компании «Biocodex». Так по данным за период МАТ июль 2017 года продажи бренда выросли в 19 раз в упаковках.

 

     Рынок пробиотиков увеличился и в натуральном и стоимостном выражении, т.е. тренд сокращения рынка пробиотиков в 2015 и 2016 годах, возможно, уходит с рынка. На рынок в первую очередь повлияло увеличение потребления пробиотиков в натуральном выражении, а уже затем укрепление национальной валюты и рост цен. На рынке в июле большим спросом пользовались комбинированные пробиотики во главе с брендом «Линекс®», но в целом объем продажи их прирос меньше, чем объем продаж метаболических пробиотиков. Главным представителем группы метаболитических пробиотиков является бренд «Хилак®». В этом году бренд «Хилак®» стал лидером среди пробиотиков по доле рынка пробиотиков (YTD июль 2017 года).

 

                                                                                    Батыров Д.С., специалист департамента
                                                                                                     аналитики ТОО Vi-ORTIS GC

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Twitter
Please reload