Розничный рынок готовых лекарственных средств за первое полугодие 2017 года

September 4, 2017

 

 

       Прошло первое полугодие 2017 года и в стране за этот период произошли изменения. Главным событием стало создание министерство здравоохранения и назначение на должность министра здравоохранения Биртанова Е.А.. Министерство здравоохранения поставило перед собой задачу решить ряд важных и «наболевших» проблем, таких как низкое качество оказываемых бесплатных медицинских услуг, неконтролируемое ценообразование на розничном рынке лекарственных средств, недостаточный уровень контроля за обращением лекарственных средств и многое другое. Оценивать работу министерства здравоохранения и его министра еще рано, а так же влияние их работы на фармацевтический рынок, но в перспективе, при условии выполнения всех поставленных задач, рынок ожидают кардинальные изменения.

       В экономике Казахстана тоже произошли изменения, в виде постепенного её восстановления после обвала сырьевых цен на мировом рынке и снижении спроса на основную экспортную продукцию страны. Так рост ВВП составил 4,2% с января по июнь 2017 года в сравнении с прошлогодним аналогичным периодом по данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан, а стоимость доллара США начала движение вниз и уменьшилась в среднем на 8% в сравнении с первым полугодием 2016 года (рисунок 1). Но номинальный доход населения вырос незначительно на фоне роста общей инфляции и роста цен на лекарства. Кроме того реальные доходы населения сократились на 3% (по данным Комитета статистики), что является отрицательным показателем для всего фармацевтического рынка Казахстана. Основная задача проведённого исследования розничного рынка готовых лекарственных средств (ГЛС), заключалась в определении факторов, оказавшие влияние на изменение емкости рынка и её структуры.  

       На фармацевтическом рынке Казахстана доминирующие положение занимает розничный рынок готовых лекарственных средств, который увеличился на 21% в стоимостном выражении в долларовом эквиваленте и на 4% в упаковках в сравнении с первым полугодием 2016. Столь значимый прирост емкости розничного рынка в денежном выражении был сформирован в основном за счет роста цен на лекарства и снижением стоимости доллара США в тенге.  Рост цен в долларах США составил 17% при средней цене за одну упаковку лекарственного препарата в 1,7 долларов США. Высокий темп роста цен привел к сокращению долей у ценовых сегментов до 1 доллара США, от 1 до 5 долларов США и на незначительный прирост ценового сегмента от 5 до 10 долларов США (рисунок 2).

 

       На розничном рынке ГЛС в разрезе порядка назначения лекарственного средства, продажи рецептурных препаратов и в натуральном и в стоимостном выражении демонстрируют прирост, на 7% и 21% соответственно. Значительный прирост продаж рецептурных в натуральном выражении, привел к увеличению их доли рынка в упаковках с 38% до 39%. Однако, основной объем рынка в натуральном выражении продолжают занимать продажи безрецептурных препаратов (61%) (рисунок 3).

 

 

       По классификации лекарственных средств по системе АТХ, розничный рынок ГЛС возглавляют группы препаратов представленные на рисунке 4.  Безусловным лидером в рейтинге основных лекарственных групп по классификации АТХ стала группа антибиотиков (J01) с долей рынка 8,6%. Противомикробные (J01), противоспалительные и противоревматические препараты (M01) и анальгетики (N02) оказали значительное влияние на прирост рынка в натуральном выражении (60%). В стоимостном выражении первую роль по приросту продаж сыграли три группы препаратов: препараты для лечения урологических заболеваний (G04), психоаналептики (N06) и половые гормоны и модуляторы половой системы (G03). Основной фактор прироста продаж психоаналептиков – это значительный рост средней цены на данные препараты (на 36%). Половые гормоны и модуляторы половой системы по объему продаж в натуральном выражении переросли планку «кризисного» первого полугодия 2016 года и 2015 года, на 18% и 11% соответственно. Кроме того, на рост объема продаж половых гормонов в денежном выражении в сравнении с первым полугодием 2016 года оказал влияние рост цены за одну упаковку препарата на 23%.

        Больше половины розничного рынка ГЛС в натуральном выражении занимает продукция стран ЕАЭС - Россия, Казахстан и Беларусь. Так же российская и отечественная продукция обеспечили 72% прироста всего рынка в натуральном выражении. Главный лидер в данной тройке, безусловно, Россия, продукция которой доминирует на рынке в натуральном выражении с долей рынка в 30%. Продажи лекарств Белорусского производства сократились в сравнении с первым полугодием 2016 года на 6%. Столь значимая доля рынка в натуральном выражении у продукции России, Казахстана и Белоруссии обусловлено низкой стоимостью, т.е. в среднем продукция вышеперечисленных стран стояла до 1$ за одну упаковку.

      Лидером среди фармацевтических компаний на розничном рынке ГЛС в стоимостном выражении в долларовом эквиваленте стала компания «Takeda». Компания позиционируют себя в группе препаратов по классификации АТХ прочие гематологические препараты (B06). Данная группа заняла долю в 22% от общих продаж препаратов компании «Takeda», обеспечив прирост общего объема продаж продукции компании «Takeda» на 30%. Второе и третье место в рейтинге заняли компании «Bayer» и «Sanofi-aventis» (рисунок 5).

Позиционирование компаний «Bayer», «Gedeon Richter» и «Abbott» в группе половых гормонов и модуляторов половой системы, демонстрирующая значительный рост в первом полугодии 2017 года, позволили компаниям нарастить свое присутствие на рынке ГЛС. Однако, позиционирование компании «Gedeon Richter» в сегменте препаратов, влияющих на ренин-ангиотензиновую систему, отрицательно повлияло на общий объем продаж компании, так как увеличился объем бесплатного обеспечения населения лекарствами из данной группы и спрос на препараты на розничном рынке резко сократился. В итоге у компании «Gedeon Richter» убыль продаж и сокращение доли на 0,8%. Единственная отечественная компания в рейтинге – компания «Santo». Компания «Santo» сфокусировалась на продажах препарата «Мукалтин®», что принесло плоды в виде прироста продаж компании на 12% в долларах США. Замыкает рейтинг компания «World Medicine». Ведущие препараты в портфеле компании «World Medicine» - антибиотики (доля от общих продаж 26%). Высокая конкуренция в данной группе, повлиявшая на снижение стоимости антибиотиков компании «World Medicine», привело к убыли общего объема продаж компании.

       Ключевую роль положения компании на розничном рынке лекарственных средств играют бренды.  Ведущие бренды по влиянию на прирост рынка в стоимостном выражении за первое полугодие 2017 года - «Виферон®» «Актовегин®» «Церебролизин®» (рисунок 6).

Так у компании «ФЕРОН», созданной на базе научно-исследовательского института им. Н.Ф. Гамалеи, только один бренд - это «Виферон®». На рынке Казахстана в группе иммуностимуляторов данный бренд занял долю в 41% от общих продаж иммуностимуляторов. Спрос на данный бренд в натуральном выражении вырос, так в сравнении первого полугодия 2015 и 2017 года объем продаж в упаковках вырос на 50%, а значит компания «ФЕРОН» - лидер среди компаний, позиционирующие себя в сегменте иммуностимуляторов.

        Не смотря на важную роль бренда для позиционирования любой фармацевтической компании на рынке лекарственных препаратов, среди потребителей возрастает спрос на не брендовые и недорогие препараты. Тренд на увеличение спроса на не брендовые препараты демонстрируют продажи ферментативных препаратов, в которую входит бренд «Креон®» компании «Abbott Laboratories» (рисунок 7). При рассмотрении объема продаж в упаковках с 2014 года, виден тренд на увеличение спроса на не брендовые, но недорогие препараты. На этом фоне цена на бренд «Креон®» снизилась на 14% для стимулирования продаж, но в натуральном выражении бренд все равно фиксирует убыль на 70 базисных пункта.

 

       Розничный рынок готовых лекарственных средств в первом полугодии 2017 год значительно прирос в стоимостном выражении по отношению к аналогичному периоду прошлого года (21%). Данном факту способствовали два фактора: рост цен и снижение стоимости доллара США. К сожалению, снижение дохода населения ограничивает рост розничного рынка как в стоимостном, так и натуральном выражении. В таких экономических условиях усиливаются позиции российских и отечественных производителей за счет низкой стоимости на продукцию. Кроме того, на рынке существует тренд на увеличение спроса на не брендовые и недорогие препараты вместо более дорого брендового продукта. И ситуация в группе ферментативных препаратов является примером тому. Дополнительным отрицательным фактором для розничного рынка ГЛС стало увеличение объема бесплатного амбулаторного обеспечения. Таким образом экономическая ситуация в стране оказывает значительное влияние на ёмкость и структуру розничного рынка ГЛС. Влияние министерства здравоохранения на рынок ГЛС можно связать только с увеличением объема освоения препаратов, влияющих на ренин-ангиотензиовную систему и для лечения сахарного диабета, перенаправив спрос на вышеперечисленные препараты в государственный канал реализации лекарственных средств.

 

                                      Батыров Д.С., специалист департамента аналитики ТОО Vi-ORTIS GC

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Twitter
Please reload

Наши партнеры:

© 2004-2019 «Vi-ORTIS» Group Consulting.  Все права защищены.