Главные бренды розничного рынка ГЛС в мае 2017 года

          Емкость розничного рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) в мае 2017 года составила 21 млрд тенге, демонстрируя рост продаж на 14% в стоимостном выражении в сравнении с данными за май 2016 года. Под влиянием снижения стоимости доллара США, емкость розничного рынка ГЛС в долларах США в мае выросла значительнее (на 21%). На прирост емкости рынка ГЛС оказали влияние бренды, или продукты, обладающие определенными свойствами, необходимые потребителям. В статье проведено исследование розничного рынка ГЛС с целью определить главные бренды и их влияние на рынок.   

         

 

Изучив размеры долей брендов в денежном выражении на розничном рынке ГЛС по итогам оптовых продаж за май 2017 года, был составлен рейтинг из десяти главных брендов, занявшие самые большие доли на рынке (рисунок 1). Первое место в рейтинге занял бренд «Виферон®» с долей рынка - 1,11%. В мае спрос у потребителей на препарат вырос на 18% в натуральном выражении по отношению к апрелю, что простимулировало оптовые продажи на 48%.  Хотя к окончанию сезона простуд, ожидалось снижение продаж препарата. В итоге, в натуральном выражении, бренд «Виферон®» достиг максимального месячного результата с 2013 года, продав 150 тыс. упаковок, а в стоимостном выражении , продажи бренда увеличились на 69% в сравнении с результатами за май 2016 года.  Бренд «Виферон®» - основной препарат среди иммуномодуляторов с 48% внутригрупповой долей. Кроме того, прирост доли лекарственных средств, обладающие иммуномодулирующим свойством, на 35 базисных пункта в стоимостном выражении по отношению к маю 2016 года, достигнут, в основном, благодаря продажам препарата «Виферон®» (на 76%).

         

 

Бренд «Канефрон®» - безрецептурный лекарственный препарат на основе трав, занял вторую позицию в рейтинге главных брендов. Доля препарата на рынке в денежном выражении составила 0,81% и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 17 базисных пункта. Для стимулирования аптечных продаж бренда, дистрибьюторы постепенно снижали цену на препарат (рисунок 3), увеличив продажи на 45% в тенге. Хоть аптечные продажи бренда «Канефрон®» уменьшились на 15% в стоимостном выражении в сравнении с данными за май 2016 года, начиная с июня 2016 динамика аптечных продаж положительная и прирост составил 40% (рисунок 2).  По итогам оптовых продаж за май 2017 года, бренд «Канефрон®» стал безусловным лидером среди препаратов для лечения урологических заболеваний, его внутригрупповая доля составила 22%. Препарат обеспечил прирост доли препаратов для лечения урологических заболеваний на рынке на 33%, что позволило данной группе лекарственных средств подняться на четвертую строчку в рейтинге десяти основных групп лекарственных средств по классификации АТХ (рисунок 4).

 

 

           Третье место в рейтинге, на основании оптовых продаж за май, занял бренд «Актовегин®». Доля присутствия на рынке бренда выросла на 12 базисных пункта и составила 0,77%. Объем продаж бренда увеличились на 36% в стоимостном выражении и на 50% в натуральном выражении в сравнении с продажами за май 2016 года. Однако, по аптечным продажам бренд увеличил продажи всего на 1%, что указывает на резкое сокращение закупа бренда «Актовегин®» аптеками в мае 2016 года, поэтому в рейтинге аптечных продаж динамика положительная, но незначительная. Препарат «Актовегин®» входит в группу препаратов B06 по классификации АТХ – другие гематологические препараты. Данная группа выросла в стоимостном выражении на 48%, благодаря преимущественно приросту продаж препарата «Актовегин®» (на 61%).

          Ферментативный препарат «Креон®», не смотря на прирост продаж на 12% по отношению к продажам за май 2016 года, незначительно сократил свою долю присутствия на рынке на 2 базисных пункта. В итоге, бренд «Креон®» спускается на одну позицию и занимает четвертое место в рейтинге. Бренд «Креон®» подешевел на 14%, поэтому прирост продаж в тенге всего на 12%, а в упаковках на 29% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В сложной конкурентной среде стоимость бренда «Креон®» снизилась до девальвационного размера (1 582 тенге), но конкуренты за счет своей низкой стоимости забрали 90% прироста продаж в натуральном выражении. Столь значительное снижение цены так же отрицательно повлияло на аптечные продажи бренда «Креон®», уменьшив их на 8% в стоимостном выражении.

          Два препарата из группы психоаналептиков – Церебролизин® и Цераксон® попали в рейтинг главных брендов по итогам оптовых продаж за май 2017года. Большая доля рынка у бренда «Церебролизин®» - 0,71%. Прирост продаж препарата «Церебролизин®» составил 34% в тенге и 59% в упаковках в сравнении с показателями мая 2016 года. Прирост продаж бренда мог быть больше, так как потребительский спрос стал расти со второй декады мая, но, возможно, недостаток товара на складах не позволил увеличить оптовые продажи. На нехватку препарата на складах указывает тот факт, что оптовая цена на третей декаде выросла на 16% в сравнении с ценой на второй декаде мая 2017г. Бренд «Цераксон®» увеличил свое присутствие на рынке на 14 базисных пункта, в результате прироста оптовых продаж на 38% в стоимостном выражении. Оба бренда «Церебролизин®» и «Цераксон®» своими оптовыми продажами на 72% обеспечили прирост группы АТХ N06 (психоаналептиков) на 19%.

        

 

Самый значительный прирост продаж в размере - 139%, и рывок вверх в рейтинге главных брендов на основании оптовых продаж сделал бренд «Утрожестан®». Спрос в препарате у потребителей вырос на 111% в натуральном выражении в сравнении с данными за май 2016 года, что подстегнуло к росту оптовые продажи на 113%. В результате, бренд «Утрожестан®» добился максимального месячного объема продаж за период с 2013 года по май 2017 года - 33,7 тыс. упаковок. Прирост спроса на половые гормоны и модуляторы половой системы составил 40% в натуральном выражении, на четверть данный спрос был обеспечен брендом «Утрожестан®». В итоге препараты для моделирования половой системы и половые гомоны показали самый значительный прирост доли на рынке в 1% (рисунок 4).

          Драйвером оптовых продаж среди антикоагулянтов стал бренд «КАРДИОМАГНИЛ», который занял 7 позицию в рейтинге (рисунок 1). Препарат «КАРДИОМАГНИЛ» увеличил продажи на 61%, что позволило нарастить долю присутствия на рынке на 19 базисных пунктов. Оптовые продажи в натуральном выражении выросли на 55%. Спрос на антикоагулянты вырос на 44% в натуральном выражении, что на 66% обеспечено приростом продаж бренда «КАРДИОМАГНИЛ».            Бренды «Бепантен®» и «Эссенциале®» заняли 9 и 10 место в рейтинге на основе результатов оптовых продаж, однако в рейтинге аптечных продаж свою позицию в рейтинге подтвердить не смогли, 9 и 10 место заняли препараты «Хилак®» и «Ципролет®». Стоит отметить, что бренд «Ципролет®» является главным брендом среди антибиотиков, занимающий самую большую долю на рынке (8,1%).

          Бренды розничного рынка ГЛС оказывают прямое влияние с разной силой на увеличение или сокращение емкости рынка. На прирост емкости розничного рынка ГЛС значительное положительное влияние оказали бренды - «Виферон®», его доля в приросте емкости за май составила 3,6%, «Утрожестан®» с долей в 3%, «Канефрон®» и «КАРДИОМАГНИЛ» с долей 2% каждый.  Отрицательное влияние на емкость розничного рынка ГЛС оказал бренд «Экватор®», главный бренд по итогам оптовых продаж за май 2016 года, сократив её на 5%.

         Стоит отдельно отметить, что отечественный бренд «Мукалтин®» так же внесший небольшой вклад (0,2%) в прирост емкости рынка в мае 2017 года, стал лидером среди препаратов для лечения кашля и простуды. Данная группа препаратов заняла 7 позицию в рейтинге десяти основных групп ГЛС по классификации АТХ на основании продаж за май 2017 года.

 

                                                                                                                                                                                                                                   Батыров Данияр,

                                                                                                                                                            Специалист департамента аналитики ТОО Vi-ORTIS GC

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Twitter
Please reload

Наши партнеры:

© 2004-2019 «Vi-ORTIS» Group Consulting.  Все права защищены.